Патология сетчатки

• Диабетическая ретинопатия

По данным Всемирной организации здравоохранения сахарный диабет занимает 3 место в мире после онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний и является главной причиной потери зрения в экономически развитых странах.
В России - 8 млн.человек и примерно столько же на стадии предиабета. Ежегодно число больных увеличивается на 5-7%, а каждые 12-15 лет - удваивается.
Результаты исследования показали, что фактическая распространенность СД в 3-4 раза превышает регистрируемую, особенно в возрастной группе от 30-50 лет.

Диабетическая ретинопатия является тяжелым осложнением сахарного диабета, приводящим к необратимой слепоте и инвалидности, особенно у людей трудоспособного возраста от 20 до 65 лет.
Пациенты с СД1 типа (это пациенты с детским и юношеским диабетом) обычно проходят диагностику в начале заболевания, поэтому более точно можно определить течение ДР и проводить своевременное лечение. Пациенты с СД2 типа значительно позже проходят диагностику от начала течения СД. По этой причине такие пациенты приходят к нам уже имея некоторую степень ретинопатии.
При выявлении диабета у больных до 30 лет, вероятность развития ДР через десять лет составляет 50 %, через 30 лет, - к сожалению уже 90%.
Опасность этого осложнения состоит в том, что диабетическое поражение сосудов сетчатки долгое время остается незаметным. И только в более поздних стадиях, когда изменения распространяются на центральную область, появляются жалобы на затуманивание, искажение, нечеткость предметов, снижение зрения.

Диабетическая ретинопатия (ДР) это микроангиопатия - с первичным поражением прекапиллярных артериол, капилляров и посткапиллярных венул. В последующем в процесс могут вовлекаться сосуды более крупного калибра.

На ранних стадиях развития (непролиферативной) ДР повреждение сетчатки обусловлено повышенным просачиванием и закупоркой (окклюзией) сосудов с нарушением целостности внутренней (эндотелиальной) стенки сосуда. В капиллярах происходит потеря перицитов (клеток, выстилающих внутреннюю стенку сосуда), истончение стенки.

В дальнейшем в стенках капилляров формируются карманнообразные выпячивания (микроаневризмы). Другими словами, сосудистая стенка становится тонкой, похожей на «решето», через которое просачиваются плазменные компоненты (жидкость, кровь). Повышенная сосудистая проницаемость приводит к формированию кровоизлияний, диабетического отека сетчатки (диабетическая макулопатия) с последующим отложением экссудата в центральной области сетчатки и значительному снижению зрения.

Препролиферативная стадия ДР - это ретинопатия с высоким риском появления патологических (новообразованных) сосудов. Характеризуется резким расширением, неравномерным калибром артерий и вен. Ишемия сетчатки проявляется формированием обширных микроинфарктов, множественными крупными «пятнистыми» кровоизлияниями.

Пролиферативная стадия ДР сопровождается развитием неоваскуляризации сетчатки и или диска зрительного нерва. Другими словами, в ответ на гипоксию сетчатки начинают расти патологические новообразованные сосуды. Отличаются бурным ростом и высокой геморрагической активностью, растут беспорядочно и хаотично, в полость стекловидного тела. Возникают кровоизлияния в стекловидное тело и тракционная отслойка сетчатки, приводящая к слепоте. При неоваскуляризации радужки и угла передней камеры глаза возникает вторичная неоваскулярная глаукома, сопровождающаяся выраженными болями в глазу и преводящая в дальнейшем также к слепоте.

Степень развития ДР зависит от тяжести течения сахарного диабета и степени компенсации гликемии. Лечить в первую очередь надо причину т.е. сам сахарный диабет.

Обязательному осмотру подлежат:

Больные с сахарным диабетом 1 типа при длительности диабета более 3 лет;
Все дети с сахарным диабетом 1 типа вне зависимости от возраста и длительности заболевания;
Больные с сахарным диабетом 2 типа вне зависимости о длительности заболевания.

Офтальмологический осмотр при СД включает:

Стандартные методы обследования (острота зрения, поле зрения, внутриглазное давление)
Специальные методы обследования глазного дна:

- исследования сетчатки и стекловидного тела на щелевой лампе с помощью трехзеркальной линзы Гольдмана;

- фотографирование глазного дна с помощью цифровой фундус-камеры с последующей электронной записью и архивацией данных;

• Возрастная макулярная дегенерация (ВМД)

Возрастная макулярная дегенерация (ВМД, макулодистрофия, дистрофия сетчатки, дегенерация «желтого пятна») - это хроническое прогрессирующее заболевание, характеризующееся дистрофическими процессами в центральной зоне сетчатки и сосудистой оболочке глаза.

Центральная зона сетчатки (которую называют также макулой, центральной ямкой, желтым пятном) более тонкая по сравнению с периферическими зонами, а скопление колбочек – светочувствительных клеток, отвечающих за центральное зрение, его остроту, контрастность и восприятие цвета – здесь максимальное.

ВМД характеризуется прогрессирующим необратимым поражением центральной зоны сетчатки – макулы.

На начальных стадиях заболевание протекает незаметно для пациента и может быть выявлено только на приеме у офтальмолога. Однако при любой форме дистрофии сетчатки страдает центральное и цветовое зрение: сначала происходит потеря яркости и контрастности цветов и искажение линий, а для одной и той же работы пациенту требуется большая, чем ранее, освещенность; затем возникают трудности при чтении и письме (выпадение из поля зрения отдельных букв и целых слов). Позднее появляются жалобы на снижение остроты зрения как вдаль, так и на близком расстоянии. В дальнейшем при прогрессировании заболевания в поле зрения появляется полупрозрачное, а затем и полностью непрозрачное фиксированное пятно, резко понижающее зрение, затрудняющее распознавание лиц и предметов.

В лечении больных с возрастной макулярной дегенерацией в зависимости от стадии и формы заболевания существуют два основных направления:

• лазерное лечение (лазерная коагуляция или фотодинамическая терапия);
  • интравитреальное введение препаратов-блокаторов роста патологических сосудов.

В настоящее время наиболее эффективным методом лечения ВМД считается интравитреальное (т. е внутриглазное) введение препаратов, блокирующих рост новых паталогических сосудов сетчатки.

В нашей клинике мы используем препараты «ЛУЦЕНТИС» (фирма Новартис, Швейцария) и «ЭЙЛЕА» (фирма Байер, Германия).