Глаукома

Термином «глаукома» обозначают большую группу заболеваний глаза, характеризующихся постоянным повышением внутриглазного давления (ВГД) за счет нарушения тока влаги в глазу, что приводит к нарушению зрительных функции и атрофии зрительного нерва.

Нормальные цифры ВГД индивидуальны, но в среднем они колеблются в пределах 16–25 мм ртутного столба. Постоянство ВГД определяется равновесием между количеством вырабатывающейся в глазу жидкостью и ее оттоком. ВГД может повышаться вследствие двух основных причин:

1.Внутриглазная жидкость образуется в чрезмерном количестве;
2. Нарушается выведение внутриглазной жидкости через дренажную систему глаза.
Таким образом, задержка в глазу жидкости приводит к повышению внутриглазного давления, которое «давит» на зрительный нерв и вызывает его атрофию.
Важную роль в возникновение глаукомы играет наследственность. Если у Ваших родственников была глаукома, Вам надо быть особенно бдительным и регулярно обследоваться у офтальмолога. В настоящее время в России насчитывают более 750 тыс. больных глаукомой. Это глазное заболевание является второй по частоте причиной неизлечимой слепоте. Осмотр офтальмологом и измерение ВГД не реже 1 раз в год позволит своевременно выявить и эффективно лечить заболевание.

Для глаукомы характерны три основных признака:

Повышение внутриглазного давления;
Сужения поля зрения;
Изменения зрительного нерва.

Чтобы вовремя распознать глаукому важно знать ее симптомы и субъективные ощущения больного.
Течение глаукомы зависит от ее вида и может быть различно:

Закрытоугольная глаукома — часто протекает в виде приступов. Острый приступ такой формы глаукомы имеет характерные признаки: значительное повышение ВГД (до 50–60 мм ртутного столба), сильная головная боль и боль в глазу. Глазное яблоко гиперемировано, зрачок широкий. Резкое падает зрение в больном глазу. Нередко во время приступа может появиться тошнота, рвота, общая слабость.

Это состояние часто путают с другими заболеваниями и упускают время. А помощь в таком случае должна быть оказана в ближайшие часы, иначе может наступить слепота.

Открытоугольная глаукома — наиболее распространенная форма заболевания. Это особенно коварная разновидность болезни, при которой не отмечается четко выраженных симптомов. Человек может никак не ощущать умеренного повышения ВГД, которое уже губительно действует на зрительный нерв, приводя к безвозвратной потере зрения. Открытоугольная глаукома протекает медленно и иногда незаметно для больного. Так как поле зрения суживается постепенно (процесс может продолжаться несколько лет), человек случайно обнаруживает что у него видит только один глаз, а второй ослеп. И такие случаи не редкость!

Для выявления глаукомы в нашей клинике проводятся следующие методы обследования:

• Измерение внутриглазного давления. В настоящее время может проводиться и бесконтактным способом с помощью пневматического тонометра.
  • Исследование поля зрения. Применяется компьютерный периметр с индивидуальной настройкой на каждого пациента и возможностью архивного хранения полученных данных.
  • Осмотр глазного дна офтальмологом. Определяется цвет и профиль зрительного нерва, состояние его кровоснабжения.

Лечение

Полностью излечить это заболевание практически невозможно - оно хроническое. Но при своевременно начатом правильном и систематическом лечении развитие глаукомы можно приостановить и сохранить хорошее зрение. Настройтесь на противостояние болезни, а значит, на точное, аккуратное, терпеливое выполнение назначений врача.

В настоящее время существуют три основных направления в лечении глаукомы:

- медикаментозное;
- лазерное;
- хирургическое.

Это важно!

Следует помнить, что чем раньше начато лечение, тем выше шансы сохранить зрение. Проведение операции и снижение ВГД вовсе не означает, что пациент избавился от глаукомы. Глаукома требует постоянного наблюдения, несмотря на нормальное ВГД.

Однажды запущенный из-за высокого давления процесс глаукоматозной атрофии зрительного нерва может неуклонно прогрессировать, несмотря на нормализацию ВГД, поэтому атрофия зрительного нерва тоже нуждается в поддерживающем медикаментозном и стимулирующем аппаратном лечении.